РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Специалисты по детской речи в качестве одной из важных задач развития ребенка старшего дошкольного возраста называют формирование у него умения строить разные типы высказываний, к которым относятся описание, повествование и рассуждение.
Для описания характерно наличие в начале текста общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; в середине — перечисления признаков, свойств, качеств, действий, в завершении текста — итоговой фразы, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. В дошкольном возрасте дети учатся описывать людей и животных, игрушки, предметные или сюжетные картины, собственные рисунки и их замысел, явления природы. С описательным текстом дети могут познакомиться, например, слушая отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лесные картинки»:
«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под
деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки.
Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»
Детей шести лет можно постепенно подводить к восприятию и описанию пейзажных картин. Чтобы составить такое описание детям нужно уметь выделять и характеризовать самое существенное в картине, замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды, давать описания природы. Этому способствуют и наблюдения за природными явлениями, когда взрослый обращает внимание детей на то, какое сегодня небо, какая погода, какие
листья на деревьях и т. д., просит описать их. Такие вопросы побуждают детей не только выделять качества, свойства различных объектов окружающего мира, но и подбирать образные определения.
Предлагаем Вам поговорить с ребенком о картине художника Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна», а затем составить с ним свой рассказ о весне и нарисовать к нему иллюстрации.
Спросите ребенка, какое время года изобразил художник на своей картине, предложите рассмотреть ее. Что можно сказать о деревьях? О весеннем небе? Какие они? Видел ли ребенок подобное явление в жизни?
Спросите, что художник хотел нам рассказать этой картиной. Какое настроение вызывает эта картина? Можно ли назвать её светлой? Расскажите, как называется эта картина, кто её автор.
Поговорите с ребенком о том, что художнику хотелось рассказать нам про весну, что ему показалось интересным, красивым, почему весна названа голубой.
Подчеркните, что, наверное, художник не случайно назвал свою картину «Голубая весна», ведь она вызывает у всех чувство радости и нежности. Нам хочется любоваться этим красивым пейзажем. Каждая березка, тонкая и нежная, светится на фоне яркого голубого неба. Так и хочется её тихонько погладить, прижаться к ней и рассказать о том, как мы хотим запомнить эту красоту, как мы благодарны художнику за то, что испытываем такие светлые чувства.
Предложите ребенку высказать свои впечатления от картины: что ему больше всего понравилось, какие чувства вызвала картина.
Обсудите с ребенком, какие слова лучше всего передают настроение художника и его эмоциональное состояние.
Такие беседы помогут ребенку научиться видеть и понимать живописное изображение природы, правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, передавать его словом. А также будут воспитывать в ребенке желание радоваться краскам природы и замечать красоту природных явлений.
Поговорите с ребенком о том, что люди искусства — композиторы, художники, писатели и поэты — выражают свои чувства в музыке, картинах, в литературе, а мы можем передать эту любовь в своих рассказах, рисунках, а, главное, своим отношением к природе и к тем людям, которые учат нас любить и понимать родную природу.
Предложите ребенку придумать свой рассказ о весне, напомните ему о том, что должно быть в начале такого рассказа-описания, что в середине, чем он должен закончиться.
Обязательно запишите этот рассказ и оформите его вместе с ребенком.